
Идея написания данной заметки родилась из прикладных соображений. Посольство Казахстана в России отвечает на множество обращений со стороны экспертов, представителей политических и деловых кругов с просьбами прояснить нюансы тех перемен, которые происходят сейчас в нашей стране. Прежде всего речь идёт о выступлении главы нашего государства на V заседании Национального курултая, где президентом были объявлены ключевые параметры конституционных изменений, запланированных к вынесению на общенациональный референдум.
Прекрасно понимая невозможность глубокого погружения в каждую отдельную деталь, хотел бы выделить наиболее значимые моменты «широкими мазками», не столько техническую сторону реформ (её анализируют политологи), сколько их идеологическое наполнение, которое, уверен, будет интересным российскому читателю.
В сущности, январские тезисы казахстанского лидера служат ответом на тревожный и неконтролируемый рост глобальной турбулентности. Касым-Жомарт Токаев открыто говорит: стране нужна не только корректировка институтов, но и моральная «перепрошивка» общественного сознания. Речь идёт о том, что Казахстану предстоит пройти модернизацию в двух измерениях – структурном и психологическом. И если первое традиционно обсуждают языком законов и реформ, то второе звучит почти как вызов: перестать жить в роли нации, не преодолевшей историческую травму, и научиться смотреть вперёд без привычки искать виноватых во вчерашнем дне.
Это выступление важно воспринимать как цельную конструкцию будущего. Касым-Жомарт Токаев фактически предложил образ Казахстана, который должен стать сильнее по своему характеру и ментальности – в ответственности, дисциплине, трудовой этике, технологической смелости и зрелом патриотизме.
В мире, где многие политики «делают рейтинги» на популистских лозунгах, обидах и реваншизме, упрёках и борьбе за «историческую справедливость», президент сделал ход противоположный. Он призвал казахстанцев «окончательно избавиться от психологии, менталитета нации, не преодолевшей исторические травмы».
В политическом смысле это – поступок. Потому что он затрагивает самое сложное – коллективную эмоцию, привычный способ разговора о себе, глубоко укоренившиеся нарративные конструкции.
Причём важно, как была сформулирована мысль. Казахстан не может и не должен быть страной без памяти. Но он не должен быть и страной, где память становится алиби для бездействия. Президент прямо заявил: «Вести бесконечные дискуссии и разговоры о своей горькой судьбе – это пережиток прошлого».
В этом тезисе слышна современная философия развития: история нужна для того, чтобы извлекать силу, действовать и творить. Поэтому призыв «идти вперёд» в его речи превращается в политическую формулу зрелости, где национальный характер должен стать ориентированным на созидание.
Один из ключевых лейтмотивов выступления К.-Ж. Токаева заключается в том, что будущее не должно восприниматься как красивая метафора. Как бы парадоксально это ни звучало, будущее – это уже наступившая реальность. Именно поэтому глава государства в своём политическом курсе уделяет столь пристальное внимание новым технологиям и искусственному интеллекту как инструменту преодоления элементов архаики на пути к подлинной модернизации, политическому, экономическому и социальному прогрессу.
Фото с официального сайта
Президента Республики Казахстан
Вместе с тем отмечается, что цифровизацию не нужно воспринимать как панацею, как магическое средство, способное самопроизвольно устранить любую проблему. Наоборот, перед цифровой трансформацией нужно улучшать управленческую культуру, внедрять лучшие компетенции и практики, а ИИ использовать для повышения качества госуправления.
Это крайне важный разворот, потому что в странах, где бюрократия пытается «оцифровать хаос», обычно получают хаос в электронном виде. Казахстану предложена другая логика: сначала управленческая дисциплина, затем технологическое ускорение. Такой подход может стать важным фактором национальной конкурентоспособности.
В политике часто путают два типа реформ – косметические и системные. Косметические меняют вывески, системные меняют логику принятия решений, распределение ответственности и качество институтов.
Озвученные реформы призваны подготовить государство к эпохе, в которой выигрывают те, кто качественно управляет сложностью – рисками, инфраструктурой, кадрами, капиталом и технологиями. И это логично, ведь модернизация проявляется не только в росте экономики и ВВП, но, что гораздо важнее, в способности государства работать точнее, быстрее и честнее.
Если реформы будут претворены в жизнь, Казахстан действительно может стать сильнее в нескольких измерениях сразу. Во-первых, эффективность управления: государство перестает быть тяжёлой машиной, т.н. «бюрократическим Левиафаном», становится сервисом и стратегическим координатором. Во-вторых, технологическая самостоятельность, подразумевающая возможности, навыки и компетенции для создания собственных решений и взращивания собственных кадров. В-третьих, социальная устойчивость, когда патриотизм – это не лозунг, а работа и ответственность.
Один из самых ярких смысловых блоков выступления стало определение патриотизма. Глава нашего государства предложил формулу, которая одновременно проста и почти революционна: патриотизм должен быть ответственным. Президент фактически провёл границу между двумя типами «любви к Родине»: патриотизм как пафос и патриотизм как труд, дисциплина и вклад. Созидательный патриотизм – это труд граждан «на всех участках»: на заводах, в полях, школах, университетах, лабораториях, госучреждениях и частных компаниях. Именно такая постановка вопроса идеально ложится на задачу модернизации: сильное государство появляется из компетентности.
Сейчас идёт активный и открытый процесс обсуждения изменений, вносимых в Конституцию. Их масштаб колоссальный и вне всяких сомнений выходит далеко за пределы скромной формулировки «поправка». В пору говорить о новой Конституции.
В завершение хотел бы отметить, что выступление президента Токаева на Национальном курултае в Кызылорде стало выступлением о выборе исторического пути. Самое сильное здесь то, что президент говорит с народом как со взрослым: если мы хотим сильную страну, нужно перестать быть нацией оправданий и стать нацией действия.
И если общество примет этот вызов как культурную норму, модернизация станет реальностью. Именно так и строятся государства, которые выдерживают испытания эпох.












