
Если верить информационным утечкам, то на встрече делегаций России, Украины и США в ОАЭ добиться договоренностей по территориальному вопросу не удалось. Другими словами, прорыва нет. Когда американская сторона (это случается периодически) заявляет, что конец конфликта близок, потому что осталось решить «всего один вопрос», это просто демонстрация оптимизма. Речь ведь идет о ключевом вопросе, без которого все остальное не склеивается, а боевые действия продолжаются.
Означает ли это, что трехсторонняя встреча не дала никаких результатов? Издание Axios со ссылкой на свои источники сообщило, что россияне и украинцы ужинали вместе, «чуть ли не как друзья». Стороны договорились о новом раунде переговоров в конце этой недели или уже на следующей. То, что представители России и Украины сидят за одним столом, а не обмениваются информацией через американцев, уже считается прогрессом. Повеяло стамбульским духом весны 2022 года, когда казалось, что конфликт можно остановить на ранней стадии. Разница в том, что стадия скорее поздняя. Вскоре после того, как участники нынешних переговоров разъехались, пришло сообщение о беспрецедентном обстреле Белгорода. Сама Украина оказалась на грани энергетического коллапса. Можно радоваться осторожным шагам, но ситуация, кажется, требует большей динамики.
Российскую делегацию возглавлял начальник Главного разведывательного управления (ГРУ) Игорь Костюков. Украинскую – секретарь Совета национальной безопасности и обороны страны Рустем Умеров и новый глава офиса президента Кирилл Буданов (признан в РФ террористом и экстремистом), до недавнего времени руководивший разведкой. Другими словами, это была встреча разведчиков, спецслужбистов, военных при участии американских посредников. Предположительно (опять же, если верить утечкам) стороны обсуждают – вроде бы небезуспешно – параметры мира: что будет считаться прекращением огня, кто обеспечит мониторинг прекращения боевых действий, как будут разводиться войска и т.д.
О чем бы ни договорились делегации в ОАЭ, ничто не заработает без политического решения о территориях. Россия, как сообщается, предлагает «формулу Анкориджа»: полный контроль над Донбассом и заморозка линии соприкосновения на других территориях. Учитывая, что, согласно Конституции России, и Запорожье, и Херсонская область – части РФ, для Москвы это уже большие уступки. То есть политическое решение – согласиться с «формулой» – должен принять президент Украины Владимир Зеленский. Он, по сути, зажат в угол и может только тянуть время, потому что новые козыри ему взять неоткуда.
Встреча в ОАЭ без ключевого решения означает, что на столе все-таки появилась «дорожная карта». Понятно, как в принципе может выглядеть механизм имплементации мирных соглашений. И это значит, что инфраструктуру мира можно начать готовить уже сейчас, а не ждать, пока политическое решение созреет – и только тогда запускать все процессы. Так могло бы быть, если бы боевые действия не велись. Или если бы стороны хоть сколько-нибудь доверяли друг другу, чтобы прекратить обстрелы и бои на время выработки механизмов мира. Российские власти неоднократно отмечали, что перемирия их не устраивают, потому что Украина использует это время для перевооружения и передислокации войск.
Доверие сейчас на таком низком уровне, что даже договоренность делегаций встретиться через неделю ничего не гарантирует. С обеих сторон хватает бескомпромиссных людей, готовых воспользоваться любым поводом, чтобы сорвать процесс. Практика показывает, что такие поводы находятся очень легко. Ими могут стать даже неосторожные и безответственные высказывания чиновников. Если воля договориться есть, такие частности будут игнорировать.












