
Вышедший недавно доклад «Байкал. Энергия жизни» – первый документ, в котором системно собраны главные корпоративные проекты по устойчивому развитию Байкальской природной территории. Причем среди десятков проектов есть много таких, которые, по мнению экспертов, можно презентовать как образцовые на международном уровне. Доклад позволяет оценить реальный вклад бизнеса в сохранение уникального озера, который часто недооценивают, отметили участники прошедшего на днях заседания «Клуба друзей Байкала».
Территория общей ответственности
Доклад «Байкал. Энергия жизни» был опубликован в конце прошлого года. Авторский коллектив экспертов и практиков впервые собрал воедино кейсы в сфере устойчивого развития озера, реализуемые бизнесом, – включая Эн+, ВЭБ.РФ, РУСАЛ, Сбер, РЖД и другие компании, работающие на берегах Байкала. Прежде такой системной работы не проводилось. Подготовлен документ по инициативе Эн+.
Среди описанных в докладе проектов – научные партнерства, программы сохранения биоразнообразия, инициативы в области экономики замкнутого цикла и многое другое. И это не сухая фактура: рядом с цифрами по выбросам, переработке отходов и социальным инвестициям приводятся живые истории местных сообществ, ученых, предпринимателей и многочисленные иллюстрации. Байкальской проблематикой уже много лет плотно занимается основатель Эн+ и РУСАЛа промышленник Олег Дерипаска, призывая к самым решительным мерам по защите озера.
Появление такого доклада принципиально важно, потому что тема положительного воздействия бизнеса на окружающую среду освещается очень слабо, а в законодательстве этот вопрос никак не отрегулирован. «Оценивать вклад бизнеса в сохранение, восстановление экосистем, устойчивое развитие природных территорий не принято. Принято относиться к этому как к благотворительности, а благотворительность особо не считают и в экономике не очень учитывают», – отметила главный редактор доклада, директор по устойчивому развитию РУСАЛа и заместитель генерального директора компании Эн+ Ирина Бахтина.
Для того, чтобы все же дать обоснованные оценки, можно воспользоваться инструментарием национальных целей развития – они хорошо оцифрованы, спланированы, стратегически долгосрочно продуманы, отметила она: «Доклад дает возможность посмотреть на такие подходы. Этим системно пока никто не занимался, и в рамках доклада мы увидели действительно системную попытку оценить этот вклад».
«Байкал становится площадкой лучших корпоративных практик, которые становятся стандартом поддержки достижения национальных целей развития РФ», – подчеркнула начальник отдела стратегических партнерств Эн+ Александра Гундобина. По ее словам, проекты, представленные в докладе, покрывают все семь национальных целей развития РФ, а также восемь национальных проектов.
«Всего в докладе собрано 62 проекта, которые показывают, что устойчивое развитие на Байкале – это одновременно и про людей, качество их жизни, и про природу и экосистемы, и про науку и инновации, и про экономику будущего. Все это – важнейшие элементы устойчивого развития. Они существуют вместе, и мы продвигаем их вместе», – рассказала Александра Гундобина.
В докладе показана историческая преемственность – первый проект мониторинга «Точка №1» был запущен еще в 1945 году. А, например, с 2019 года ведется мониторинг экосистемы озера, который организует Эн+. Из года в год растет количество проектов не только бизнеса, но и НКО, научных и культурных учреждений – реализуются передовые практики, находятся новые подходы, решаются задачи, которые раньше казались невозможными. Но до сих пор они не были объединены в одном документе, отметила Александра Гундобина. По ее словам, это важно для формирования национальной стратегии по Байкалу. «Байкал – это территория общей ответственности», – подчеркнула эксперт.
Перед авторами стоял вопрос, на что ориентироваться – на Цели устойчивого развития (ЦУР) ООН, национальные цели развития РФ или фактические направления и проблемы, которые есть на Байкале, рассказал соавтор доклада, директор НИИ правовой охраны Байкала Иркутского госуниверситета Дмитрий Шорников. В результате, по его словам, был найден компромисс, учитывающий все эти аспекты.
«Кроме того, было важно определить, о чем рассказывать, – продолжил он. – Конечно, рассказать обо всех нельзя, и мы это прекрасно понимали с самого начала, потому что практик на Байкале много. Безусловно, нельзя было пропустить крупных игроков, но нельзя было и ограничиться только ими. Мы намеренно включили несколько небольших проектов, локальных практик, которые, на наш взгляд, делают картину более полной, объемной и, наверное, более интересной».
А самой сложной частью, по словам эксперта, было сделать так, чтобы итоговая работа не превратилась в бесконечный набор таблиц и научных текстов. Целью было сделать доклад читаемым, емким и привлекательным, подчеркнул Дмитрий Шорников. И в этом плане большая заслуга лежит на дизайнерах и фотографах, благодаря которым доклад приобрел тот визуальный вид – от обложки до содержания, – которым можно гордиться, отметил эксперт.
«Специфика документальной фотографии в том, чтобы показать максимально правдиво то, что происходит, – рассказал фотограф Антон Климов, чьи работы стали одной из изюминок доклада. – Моя задача была все-таки в первую очередь показать не то, какой Байкал красивый (это и так все знают), – а то, как там устроена жизнь людей, пространство вокруг них и инфраструктура».
От деклараций к действиям
Доклад подготовлен при поддержке целого ряда структур ООН. Как отметила председатель Национального комитета России по проведению Десятилетия ООН по восстановлению экосистем Елена Шаройкина, он является примером инструмента, работающего на информирование общества о вкладе бизнеса в восстановление экосистем.
«Действительно, пока этот вклад воспринимается как некая благотворительность. Но для нас бизнес является полноценным участником восстановления экосистем. В рамках Десятилетия ООН по восстановлению экосистем рекомендовано оценивать вклад не только государства, науки, общественных структур, но и бизнеса», – заметила эксперт.
Одна из задач Национального комитета – составлять досье с обзором вклада и практик по восстановлению экосистем по выбранной теме или региону. «Первое досье мы выпустили об Арктике. Мы увидели, что значительное количество программ по восстановлению биоразнообразия, мониторингу экосистем делает бизнес, – напомнила Елена Шаройкина. – Комитет уже приступил к работе над докладом об экосистемах Байкала, о том, что делает Россия для их восстановления. Когда удается системно выстроить работу бизнеса рука об руку с работой государства и науки – будет колоссальный результат».
Оценка этой работы проводится и на уровне Комиссии Общественной палаты РФ по экологии и устойчивому развитию, которую также возглавляет Елена Шаройкина. «У нас в Общественной палате мы активно ввели систему публичного заверения отчетов компаний по устойчивому развитию. Эн+ – это первая компания, которая вынесла свой отчет на публичное обсуждение широкого круга экспертов, – подчеркнула она. – Мы его подробно рассмотрели, несколько часов шли очень жаркие дискуссии. Отрадно, что в России бизнес действительно является участником социальной жизни регионов и страны в целом».
«Байкальская природная территория – это не только объект мирового наследия, но и передовая площадка, где бизнес – особенно крупный – реализует самые современные стандарты устойчивого развития. Крупнейшие компании переходят от деклараций к реальным делам и задают планку и пример для всех других компаний не только в России, но и за рубежом. Ведь когда мы говорим о Байкале, мы подразумеваем ответственность мирового масштаба. Этот регион требует особого подхода, и здесь экономическая эффективность бизнеса неразрывно связана с сохранением хрупкой экосистемы», – отметил представитель Программы ООН по окружающей среде (UNEP, ЮНЕП) в России Владимир Мошкало.
Эмоциональным оказалось выступление исполнительного директора Национальной сети Глобального договора ООН Натальи Дорпеко. По ее словам, «Клуб друзей Байкала» – это пример «нормальности», искреннего, деятельного сотрудничества людей в сложный геополитический период, и этим подходом важно делиться с миром, не сводя устойчивое развитие к коммерциализации.
Эксперт напомнила про международное понятие «социальной лицензии» – неформального социального мандата, которое бизнес получает от местных сообществ. Он означает, что люди доверяют компании, считают ее деятельность полезной, верят ей. «Это международная практика, она высоко авторитетна. Работа, которая ведется вокруг Байкала, – это именно такая социальная лицензия, которую получает Эн+. И ее нужно показывать международному сообществу как драйвер переосмысления, что такое повестка устойчивого развития», – уверена Наталья Дорпеко.
Экологично – и точка
О том, какие инициативы бизнес реализует на Байкале, рассказали представители самих компаний. К примеру, в РЖД действует экологическая стратегия до 2030 года с перспективой до 2035 года. Начальник Центра охраны природы Восточно-Сибирской железной дороги (ВСЖД) Вячеслав Здор сообщил, в частности, о снижении выбросов благодаря уходу от угольных котельных и сокращении образования отходов масла в результате замены масляных трансформаторов на сухие. Компания заканчивает реконструкцию крупных очистных сооружений вблизи береговой линии Байкала и продвинулась в ликвидации фенольного отстойника в Улан‑Удэ. А при реконструкции железнодорожной инфраструктуры применяется система постоянного экологического мониторинга, добавил он.
У «Вкусно – и точка» три приоритетных направления устойчивого развития: ответственное производство и сбалансированное питание, забота об окружающей среде и участие в жизни общества, рассказала старший директор по устойчивому развитию сети Ирина Коршунова. Все они реализуются на Байкале. Например, ответственное производство подразумевает в том числе сбережение природных ресурсов: кофемашины и светодиодные лампы потребляют меньше энергии, бесконтактные раковины экономят воду, а электронный документооборот сохраняет леса.
Сеть фокусируется на переработке отходов, которые возникают в процессе деятельности: отработанного фритюрного масла, транспортного картона, униформы, кофейного жмыха. Активно развивается и корпоративное волонтерство: ежегодно проводится масштабная акция #МойЭкоДень с субботниками и экозабегами, отметила Ирина Коршунова.
Доклад охватывает те практики в области устойчивого развития, которые компании уже реализуют на Байкале. Но у бизнеса есть идеи для следующего шага – создать венчурный фонд для поддержки новых зеленых технологий, применимых на Байкале.
«Идея правильная и интересная, при этом важно понимать, что венчурным фондам необходимо рассчитывать на широкие рынки, – подчеркнул генеральный директор Национального ESG-альянса Андрей Шаронов. – Если делать такой венчурный фонд, то его нужно ориентировать на максимальные возможности коммерциализации и максимально большие рынки, не ограничивая его географическим Байкалом. Любая технология, которая может быть полезна Байкалу – вода, воздух, земля, биологические виды и ареалы обитания, рыбы, птицы, другие животные – должна максимально транслироваться на все другие возможные природные объекты и рынки. Это закон венчурных инвестиций: необходимость очень больших рынков, которые могут помочь «взлететь» той или иной технологии».
А Ирина Бахтина сообщила, что в РУСАЛе разработана методика оценки вклада бизнеса в национальные цели развития. Она будет вынесена на общественное обсуждение: планируется представить ее на общественно‑экспертном совете по нацпроекту «Экологическое благополучие» при Минприроды, на профильных площадках Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) и в Национальном ESG‑альянсе.
С опорой на бизнес
Значение практик, которые бизнес реализует на Байкале, выходит далеко за рамки регионального и национального обсуждения, подчеркнул замдиректора ВНИИ Экология Вадим Петров. По его словам, это уже не просто минимизация негативного воздействия, которую компании проводят в ходе обычной операционной деятельности, а нечто большее.
«Например, долгосрочные проекты восстановления водных и прибрежных экосистем, которые есть у РЖД. С методологической точки зрения это уже не просто лучшие практики, а полноценный вклад Российской Федерации в реализацию в том числе глобальных целей», – отметил эксперт.
Такие проекты полностью вписываются в Десятилетие ООН по восстановлению экосистем – они системно опираются на измеримые экологические эффекты и могут быть встроены в международные соглашения, продолжил Вадим Петров. «Следующий логичный шаг – вывести эти практики на международный трек. Но сделать это нужно корректно: научно обоснованно и методологически сопоставимо с глобальными подходами ООН», – подчеркнул он.
«Именно здесь формируется важнейшая опора – научно‑методическое сопровождение «Байкальского досье» Национального комитета Десятилетия ООН по восстановлению экосистем. Мы ставим задачу перевести эти практики на международно признанный научный язык, открыть возможность включения этих проектов в международные базы данных ООН, представлять их на глобальных площадках. «Байкальское досье» будет инструментом международного позиционирования, который объединит науку, государственную политику и корпоративные практики, впервые сделав их понятными и релевантными международной аудитории», – резюмировал эксперт.
Большое впечатление доклад произвел и на заместителя председателя Комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Георгия Арапова. Многие компании в последние десятилетия, получив доступ к активам, оставляли после себя «лунные пейзажи» – но это точно не про тех, кто вошел в доклад, подчеркнул он.
«В этом смысле доклад порадовал меня несколькими вещами, – отметил законодатель. – Это один из немногих документов об устойчивом развитии, который меня не пытается обмануть. Он относится к Байкалу не как к ресурсу, что часто всплывает, когда мы начинаем говорить о природной территории. «Байкал – это много пресной воды, давайте его хранить, чтобы потом его в какой-то момент выпить» – меня такая ресурсная логика пугает. Мне кажется, с развитием технологий мы найдем другие способы получать чистую питьевую воду – пить Байкал из трубочек не придется. И меня пугает идея «продавать билетики» – доступ к Байкалу. А доклад относится к Байкалу так, как, мне кажется, и нужно: как к целостному организму – с водой, берегами и, самое главное, жителями. Потому что главные защитники Байкала – это люди, которые поколениями живут на его берегах».
Долгое время в отношении государства к бизнесу доминировали методы «кнута»: кто делает плохо – будем наказывать, продолжил парламентарий. «Наша задача сегодня – усилия государства и бизнеса в первую очередь объединять. Потому что экологические вызовы, перед которыми мы стоим – на Байкале, в Арктике, в других уголках страны – невозможно осилить ни государству, ни бизнесу, ни общественникам поодиночке», – отметил Георгий Арапов.
В этой связи депутат призвал к широкому обсуждению законодательных мер, которые поощряли бы бизнес за его вклад в устойчивое развитие и лучшие социальные практики – сегодня в законодательстве этого не хватает, признал парламентарий. «Нужно развернуть подход от «наказывать всех» к модели «плохих – наказывать, хороших – поощрять». Сложно отрицать, что в текущей экономической обстановке бизнес – одна из немногих опор, которые держат экономику», – подытожил он.
Планы друзей Байкала
Помимо доклада, участники встречи «Клуба друзей Байкала» обсудили байкальскую повестку в целом – от большой стратегии и регуляторики до практических вещей: экотроп, переработки текстиля, развития конного туризма и других вопросов. Например, председатель комитета по экологии Ассоциации менеджеров России Ольга Санарова сообщила о новом сезоне фестиваля «Балет на Байкале», который пройдет летом. Проекты по охране Байкала вписываются в Год единства народов России как объекты взаимодействия регионов, бизнеса и народов, проживающих на территории, добавила она.
Директор Байкальского заповедника Василий Сутула рассказал о развитии раздельного сбора – установке дополнительных площадок, использовании прессов и подготовке информационных панелей, чтобы жители и туристы видели понятную траекторию отходов до переработки и понимали правила. Отдельным блоком участники обсудили туристическую нагрузку, в том числе проекты по восстановлению экосистемы мыса Бурхан с разграничением нагрузки и просвещением туристов и по очистке скал от вандальных надписей.
А предпринимательница Евгения Алексеева презентовала проект «Ниточка» в Бурятии, который строит систему сбора и переработки текстиля. Масштабирование этой работы упирается в логистику: в Сибири и на Дальнем Востоке переработчиков нет, а в центральную часть страны возить отходы очень далеко. Поэтому команда проекта добивается технологического усиления и запуска рециклинг‑центра в Улан‑Удэ.











