1. Контакты Трампа и Путина как главный драйвер международной политики

0
2

1. Контакты Трампа и Путина как главный драйвер международной политики

Год назад 9 из 10 вопросов иностранных журналистов российским спикерам касались темы – выгоден Трамп России или нет. Однажды Путин дипломатично ответил, что нам все равно, пусть решает американский народ; нам сложно и с демократами, и с республиканцами, но разговаривать мы готовы с любым избранным президентом США.

Сегодня совершенно очевидно, что избрание Дональда Трампа радикально изменило всю международную повестку, олицетворением которой являются Урсула фон дер Ляйен и Кая Каллас с их маниакальной зацикленностью на санкциях, репрессиях, ужесточениях и конфискациях. Желательно – навсегда. В прошедшем году к ним присоединился канцлер Германии Фридрих Мерц, который добавил к антироссийской риторике действия по многократному наращиванию военного бюджета, милитаризации экономики ФРГ.

Американские демократы Байден/Харрис – политические братья/сестры нынешнего руководства ЕС. Ясно, почему так слаженно и односторонне звучали их голоса в первые три года СВО.

Трамп ненавидит демократов и Байдена лично. Было понятно, что конфликт новой администрации с демократами всех мастей неизбежен. И он случился на Мюнхенской конференции менее чем через месяц после инаугурации в Вашингтоне. Вице-президент США Джей Ди Вэнс разнес европейцев и организаторов конференции, обвинив их в антидемократизме, репрессиях против инакомыслящих и грубом вмешательстве в выборы (на примере Румынии). И задал вопросы: если мы – США и Европа – союзники, разве у союзников могут быть разные ценности? А если ценности разные, разве США стоит защищать чуждые, то есть европейские, ценности?

И весь год США реализовывали шаг за шагом приоритет своих американских ценностей. Апофеозом этого процесса стала публикация в конце ноября «Стратегии национальной безопасности США». В предисловии к ней Трамп указал на то, что добился от стран НАТО повышения расходов на оборону с 2 до 5% ВВП. Фактически американцы переложили на союзников по НАТО основное бремя расходов на собственные оборонные нужды, одновременно снизив их потенциал долгосрочного экономического роста и социального развития.

В Стратегии подчеркнута одна из целей США – восстановление европейской цивилизационной верности себе и западной идентичности. Как это созвучно Мюнхенской речи Вэнса…

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:
Кабмин утвердил правила поведения при режиме повышенной готовности или ЧС

Важным положением новой Стратегии явилась декларация принципа «гибкого реализма». В нем раскрывается намерение США развивать хорошие отношения и «мирные торговые связи» со всеми странами. При этом США отказываются навязывать другим государствам демократические или социальные изменения, которые в значительной степени отличаются от их собственной истории и традиций.

Самое главное в этой Стратегии – отсутствие формулировки о России как об острейшей угрозе, «ревизионистской державе», стремящейся подорвать международный порядок, что было указано в Стратегиях 2017 и 2022 годов.

США намерены восстановить стратегическую стабильность в отношениях с Россией и стать посредником в управлении отношениями Европы с Россией. Имея в виду, что европейцы воспринимают Россию как экзистенциальную угрозу.

Про цели Украины в Стратегии сказано, что для нее важнейшим приоритетом является выживание в качестве жизнеспособного государства.

Такой текст не мог не заинтересовать Владимира Путина, который, судя по всему, не только его прочитал, но и воспользовался им на итоговой пресс-конференции, когда поставил под сомнение профпригодность генерального секретаря НАТО Рютте. Мол, если США, центральный компонент НАТО, не мыслит Россию врагом, как может позволить себе готовиться к войне с Россией генсек Североатлантического альянса.

Ценностная близость Трампа и Путина – отрицание глобализма, радикального либерализма, нелюбовь к современным институциональным демократам в США и Европе, подозрение к неконтролируемой миграции и просто традиционные взгляды на жизнь лежат в основе сближения позиций двух президентов. Трамп первым из западных лидеров захотел услышать от Путина про первопричины СВО (расширение НАТО, положение русских). И на этой основе он легализовал полноценные отношения с российским президентом, прервав своего рода блокаду, наложенную альянсом Байден–ЕС. Действительно, еще год назад руководителей Венгрии и Словакии всякий раз подвергали резкому осуждению и даже остракизму за визиты в Москву.

Представляется, что дипломатический прорыв Трампа–Путина в 2025 году дает повод с оптимизмом смотреть в 2026-й. Оставив в прошлом риторику об использовании в том числе ядерного оружия.