Пока сохраняется статус-кво, отметил российский президент
Президент России Владимир Путин заявил, что статус Нагорного Карабаха будет определен в будущем, а пока сохраняется статус-кво.
"Да, такая проблема существует, окончательный статус Карабаха не урегулирован, мы договорились о том, что мы сохраняем статус-кво, существующий на сегодняшний день, что будет дальше — это предстоит решить в будущем, будущим руководителям, будущим участникам этого процесса", — заявил глава российского государства, отвечая во вторник на вопросы СМИ по ситуации в Нагорном Карабахе.
По мнению Путина, если будут созданы условия для нормальной жизни, для восстановления отношений между Арменией и Азербайджаном, между людьми на бытовом уровне, особенно в зоне конфликта, то это создаст условия и для определения статуса Нагорного Карабаха.
"Что касается признания — непризнания Карабаха в качестве независимого, самостоятельного государства, здесь можно по-разному это оценивать, но это, без всяких сомнений, было существенным фактором, в том числе и в ходе только что, надеюсь, завершенного кровопролитного конфликта. Потому что сам факт непризнания Карабаха, в том числе со стороны Армении, существенным образом накладывал отпечаток на ход событий и на его восприятие", — отметил российский лидер.
"Здесь надо прямо говорить: в свое время, после преступных, без всякого сомнения, действий бывшего грузинского руководства — имею в виду нанесение ударов по нашим миротворцам в Южной Осетии — Россия признала независимость Южной Осетии и Абхазии. Мы признали справедливым волеизъявление народа, проживающего в Крыму, и стремление людей, проживающих там, воссоединиться с Россией. Мы пошли навстречу людям, мы сделали это открыто", — напомнил Путин. "Кому-то это может нравиться, кому-то — не нравиться, но мы делали это в интересах тех людей, которые там проживают, и в интересах всей России, и мы не стесняемся об этом прямо говорить", — заявил он.
Глава российского государства обратил внимание на то, что "в отношении Карабаха это сделано не было, и это существенным образом, конечно, оказывало влияние на все происходящие там события".
Нормализация ситуации в будущем
Соглашение по Нагорному Карабаху дает возможность нормализации ситуации в перспективе, отметил президент.
Он обратил внимание, что в Нагорном Карабахе не только прекратились боевые действия, но и достигнута договоренность о разблокировании всех транспортных коммуникаций и восстановлении экономических связей.
"На мой взгляд, это чрезвычайно важно и это создает хорошую базу для нормализации отношений на длительную перспективу", — сказал Путин.
Путин считает, что прекращение кровопролития в Нагорном Карабахе является главным результатом договоренностей, достигнутых 9 ноября лидерами России, Азербайджана и Армении.
Он отметил, что в ходе боев в Карабахе, по официальным данным, погибли более 4 тыс. человек. "На самом деле, я думаю, больше", — сказал Путин, подчеркнув, что "это же не кино, это трагедия, которая происходит в жизни с конкретными людьми, конкретными семьями". "Поэтому прекращение кровопролития — это главный результат", — пояснил президент РФ.
Отказ Армении от договоренностей по урегулированию в Карабахе был бы "самоубийством" и огромной ошибкой, уверен Путин.
"Это было бы самоубийством, — сказал он . — Это дело каждой стороны — соблюдать или не соблюдать достигнутые договоренности, но это было бы огромной ошибкой. Надеюсь, что этого не случится".
Возвращение беженцев
Президент также признался, что не понял, почему Пашинян отказывался от условия о возвращении мирных беженцев в город Шуша.
По словам Путина, вопрос о Шуше "возник в ходе этого конфликта, этого кризиса". "19-20 октября у меня состоялась серия телефонных переговоров как с президентом [Азербайджана Ильхамом] Алиевым, так и с премьер-министром Пашиняном. Тогда вооруженные силы Азербайджана вернули себе контроль над незначительной частью, южной частью Карабаха, — рассказал президент России. — В целом мне удалось убедить президента Алиева, что можно прекратить боевые действия, но обязательным условием с его стороны было возвращение беженцев, в том числе в город Шушу".
"Неожиданно для меня позиция наших армянских партнеров была сформулирована таким образом, что это для них неприемлемо, и премьер Пашинян мне прямо сказал, что видит в этом угрозу для интересов Армении и Карабаха. Мне и сейчас не очень понятно, в чем эта угроза была бы, имея в виду, что предполагалось возвращение мирных граждан при сохранении контроля со стороны армянской стороны над той частью территории Карабаха, включая Шушу, и имея в виду наличие наших миротворцев", — отметил Путин. "Мне премьер тогда сказал: "Нет, не можем на это пойти, мы будем бороться, будем воевать". Поэтому обвинения в его адрес о каком-то предательстве не имеют под собой никаких оснований", — уверен Путин. "Другое дело — правильно это было или неправильно, но здесь и речи быть не может ни о каком предательстве", — убежден президент РФ.
Очень важный, чувствительный вопрос
Российский лидер назвал очень важным и чувствительным вопросом ситуацию с возвращением армян в Карабах. "Как раз с целью обеспечения безопасности этих людей и размещается российский миротворческий контингент", — пояснил он.
Президент РФ напомнил, что под соглашением об урегулировании в Нагорном Карабахе стоят подписи и премьер-министра Армении, и президента Азербайджана, а также главы российского государства. "Мы все прекрасно понимаем, отдаем себе отчет в том, что, исходя из тяжести этого конфликта, исходя из того, что раны еще, конечно, не затянулись, они очень свежи, очень много потерь, беда пришла во многие дома, во многие семьи и в Азербайджане и в Армении, поэтому нужно время, чтобы все успокоилось, улеглось, чтобы люди почувствовали, что мирная жизнь вернулась в их сердце, их душу — вот что самое главное", — указал Путин. По его мнению, "до этого следует подумать о реальной безопасности людей, в том числе беженцев, возвращающихся с обеих сторон". "И эта миссия возложена на российских миротворцев", — повторил глава государства.
Путин напомнил, что "вопрос о возвращении Азербайджану пяти, а затем и двух районов, которые находились под фактическим контролем Армении, ставился на протяжении длительного времени". "В 2013 году, в рамках Минской группы ОБСЕ Россия сформулировала условия, которые, на наш взгляд, могли бы положить начало мирному процессу. С этим все участники Минской группы ОБСЕ, включая сопредседателей, а это Россия, Франция и Соединенные Штаты Америки, все с этим согласились и поддержали", — констатировал российский лидер. Он обратил внимание, что лежало в основе этих предложений, назвав "возвращение на первом этапе пяти контролируемых Арменией районов, а затем и двух дополнительно, создание коридора, который соединял бы Карабах и Армению в зоне Лачинского района Азербайджана и признание статус-кво самого Карабаха, не закрепляя его окончательного статуса", а также возвращение беженцев с обеих сторон к своим родным очагам, что является обязательным требованием международного гуманитарного права.
"Действительно, на мой взгляд, я все время говорил нашим армянским друзьям и азербайджанским тоже, это было бы решением вопроса. Но, к сожалению, мы подходили несколько раз к окончательному решению на этой базе, если бы это удалось сделать, удалось бы достигнуть договоренностей на этой базе, войны бы не было, это правда", — подчеркнул Путин. "Я и сейчас в этом абсолютно убежден", — повторил он. "К сожалению, когда мы подходили, вот-вот, казалось, совсем близко уже были к решению вопроса на этой базе, то с одной стороны, то с другой возникали препятствия, которые мы так и не смогли преодолеть. В конечном итоге дело вылилось в кровавый вооруженный конфликт, свидетелями которого мы все были только что", — указал российский лидер.
"Что касается города Шуша, то о передаче Шуши вопрос никогда не ставился", — заявил Путин. Он отметил, что "окончательный статус Карабаха передавался на будущее время, все должны были договориться, что сохраняется статус-кво как непризнанного государства".
Мониторинговый центр
Азербайджан сам определит, где конкретно на его суверенной территории будет располагаться совместный мониторинговый центр, заявил российский лидер.
"Где он [совместный мониторинговый центр] будет размещаться — это другой вопрос. Очевидно, что это будет на суверенной территории Азербайджана находиться, и Азербайджан вправе принять решение самостоятельно, где он посчитает целесообразным его разместить", — сказал президент РФ.
Путин не стал оценивать роль Турции в нагорнокарабахских событиях последних месяцев. "Разные люди, разные страны оценивают по-разному. В данный момент времени по-разному у различных государств складываются отношения с Турцией", — констатировал он, отметив, что в Кремле помнят драматическую предысторию отношений российско-турецких отношений на протяжении веков.
При этом президент обратил внимание на тот факт, что не менее тяжелой и трагической была история у многих европейских народов в отношениях друг с другом. В качестве примера он привел Францию и Германию, которые многократно воевали между собой, а сейчас в рамках НАТО вместе осуществляют свои функции по обороне и безопасности, сотрудничают в рамках ЕС. "Они преодолели все это, перешагнули и в интересах будущего своих народов двигаются дальше. Почему мы здесь, в регионе Черного моря, не можем делать то же самое?" — задал риторический вопрос Путин, признав при этом, что у Москвы и Анкары не во всем совпадают позиции, а иной раз и диаметрально расходятся. Однако именно в этом, по словам президента, и заключается искусство дипломатии найти компромисс, основанный на уважении к партнеру.
Использование беспилотников
Он добавил, что российско-турецкий центр будет использовать беспилотники для контроля ситуации в Карабахе в режиме онлайн.
"Мы договорились о том, что мы создадим совместный центр, который будет использовать беспилотные летательные аппараты. Вместе будем контролировать ситуацию вдоль линии разграничения с помощью этих летательных аппаратов, вместе будем получать информацию, вместе ее анализировать и соответственно делать выводы из того, что происходит в действительности в жизни в режиме онлайн, в режиме текущего времени", — сообщил Путин.
Президент РФ напомнил, что по просьбе Азербайджана было условлено об участии Турции в контроле за соблюдением прекращения огня. "Мы сделаем это с Турцией совместно, имею в виду, что у нас есть очень хороший опыт взаимодействия на Ближнем Востоке, в том числе в Сирии, где мы и в идлибской зоне, и на границе между Сирией и Турцией вместе организуем совместное патрулирование, конвои", — сказал Путин. "Здесь такого рода взаимодействие не требуется", — подчеркнул он.
Говоря о миротворческой миссии, Путин отметил, что и Азербайджан, и Турция всегда говорили о возможности участия турецких военных в миротворческих операциях. "Мне все-таки, кажется, удалось убедить наших турецких партнеров и наших коллег в Азербайджане в том, что не надо создавать условия или предпосылки для разрушения наших договоренностей, такие условия, которые провоцировали бы одну из договаривающихся сторон на какие-то крайние меры и крайние действия", — сказал российский лидер, уточнив, что имеет в виду тяжелое наследие Первой мировой войны, связанное с геноцидом армян. По его мнению, этот фактор можно признавать или не признавать. "Но зачем же провоцировать армянскую сторону наличием турецких солдат на линии соприкосновения? Мне кажется, что и президент Эрдоган это прекрасно понимал. Здесь не было у нас всяких проблем", — заключил Путин.
Роль США и Франции
Путин также высоко оценил роль США и Франции в карабахском урегулировании,отметив, что последние договоренности о перемирии в целом учитывают позиции и этих стран.
Отвечая на вопросы СМИ по ситуации в Нагорном Карабахе, он сказал: "Что касается роли Франции и США, я высоко оцениваю роль и Франции, и Соединенных Штатов. Они всегда были в материале, всегда искали пути решения этой проблемы. И когда в 2013 году Россия предложила основу формата будущего урегулирования, и Франция, и США в целом поддержали наши предложения".
Однако Путин усомнился, была ли возможность учесть детально мнение всех участников Минской группы ОБСЕ при подготовке нынешних договоренностей об урегулировании в регионе, отметив, что окончательные решения не подорвали базы общей позиции всех стран — участниц этого формата. По его мнению, "это вопрос чисто технического характера".
Путин назвал художественным преувеличением слова о том, что Вашингтон и Париж якобы "обиделись" на то, что их не привлекли к урегулированию ситуации. "Не знаю, по поводу обид, но когда речь идет о судьбе миллионов людей на длительную историческую перспективу, здесь не до обид, здесь совершенно другие категории учитываются. Я думаю, что на самом деле это гипербола, такое художественное преувеличение, что кто-то на кого-то обиделся", — сказал Путин. Российский лидер напомнил, что в октябре провел серию телефонных переговоров с главами Азербайджана и Армении, "и в целом, как казалось, мы уже почти достигли договоренности о прекращении боевых действий". "Но не сложилось, не срослось, к сожалению. И ситуация стала складываться таким образом, что произошло то, что нужно было предвидеть — вооруженные силы Азербайджана взяли под контроль Шушу", — добавил он.
Путин назвал честными и справедливыми слова премьер-министра Армении Никола Пашиняна, который в обращении к гражданам признал, что "ситуация сложилась критическая для армянской стороны, счет шел на часы".
"Поэтому в этих условиях в интересах армянской стороны было немедленно прекратить боевые действия. Где уж здесь дополнительные консультации в рамках Минской группы ОБСЕ? Это было бы нереалистично. Надо было исходить из реалий, которые сложились на поле боя в данный момент времени. Мы так и сделали — в интересах как азербайджанского, так и армянского народа", — заключил президент РФ.
Участие ОДКБ
Президент также заявил, что Ереван не мог привлечь к урегулированию конфликта в Карабахе страны ОДКБ, потому что этот регион не является территорией Армении, но республика не была "брошена и забыта". Он напомнил, что Армения не признала независимость Карабаха, то есть с точки зрения международного права эти территории являлись и являются частью Азербайджана.
"Договор о коллективной безопасности предусматривает взаимную помощь в случае агрессии в отношении территорий страны — участницы договора. На территорию Армении никто не покушался, и это не давало никакого права принять прямое участие в этих боевых действиях", — указал Путин.
"Но уверяю вас в том, что Армения не чувствовала себя брошенной и забытой, Россия сделала все, чтобы этого не было", — добавил российский лидер.









