Когда-то этот борт возил главу ЦК КПСС, а теперь доживает свои дни за полярным кругом. За время своей удивительной истории лайнер Ил-14П в 1959 году "помог" Хрущеву уговорить писателя Михаила Шолохова отправиться в Америку, участвовал в ликвидации авиакатастрофы, перевозил космонавта и снабжал арктические станции. Рассказываем, как в финале своей истории он оказался на "кладбище самолетов" в северной глубинке

Заброшенный борт
В 2025 году авиации самого большого по территории российского региона — Якутии — исполняется 100 лет. Здесь, на краю земли, затерялся поселок Черский, где в самом центре стоит памятник самолету Ли-2, который помогал осваивать Арктику в XX веке. На запад от поселка несет свои ледяные воды Колыма, а на восток простирается бескрайняя тундра.
"Сто лет назад появлялись статьи в газетах на тему, как якуты воспринимали самолеты. Многие тогда в первый раз его увидели и могли подумать, что это животное такое. Для местных это были исключительные машины", — объясняет историк авиации Виктор Мазуренко.
Именно тут, в поселке Черском, за пределами действующего аэропорта стоит самолет, на котором первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев прилетал в гости к автору "Тихого Дона" и лауреату Нобелевской премии Михаилу Шолохову. Теперь сквозь корпус фюзеляжа знаменитого когда-то борта прорастает трава.
Самолет особого назначения
Ил-14П разработали в конструкторском бюро Сергея Ильюшина в Москве в середине 1950 года. Буква "П" здесь указывает, что это пассажирский вариант.
Историки отмечают, что Ил-14 составил целую эпоху в развитии советской гражданской авиации: именно с ним многократно увеличилось число перевозимых грузов, расширились маршруты полетов, значительно повысились их надежность, безопасность и комфорт. Самолет стал последним советским пассажирским лайнером с поршневыми двигателями. Впоследствии на смену ему пришли более мощные турбореактивные воздушные суда.
Самолет, который теперь покоится в якутской тундре, собрали на московском авиазаводе в 1957 году. Тогда же он попал в недавно сформированный авиаотряд особого назначения.
"В те времена, в 60-е годы, как раз с приходом Хрущева, СССР стал более открытым миру, начались перелеты для улучшения взаимодействия между странами. Тогда и был организован особый авиаотряд, куда вошли самолеты для перелетов первых лиц", — рассказывает историк авиации Василий Гоголев.
В книге своих воспоминаний Никита Хрущев признавался, что самолеты покорили его еще в молодости. "Летал, когда работал в Киеве в 1928–1929 годах. Там служил летчик Дейч. <…> и он меня "угостил" впервые в жизни полетом на самолете. На меня это произвело сильное впечатление. Потом я часто летал на "юнкерсах". <…> Таким образом, по тем временам я уже был "воздушным волком". А когда я работал в Москве секретарем МК партии, то полетал даже на экспериментальном самолете "Сталь-2".
Когда Хрущев стал первым секретарем ЦК, в его распоряжении оказался целый авиафлот. "Но понятия "личный самолет" не было ни в СССР, ни сейчас. Самолеты просто находились в дежурстве. Например, сегодня один самолет летает, а на следующий день — другой, и так они менялись", — поясняет Гоголев.
Однако лайнеры особого авиаотряда все же отличались от обычных: в них был более просторный салон с широкими мягкими креслами и столиками, а также небольшой кухней. Всего такой самолет мог вместить до 18 пассажиров. По воспоминаниям современников, Хрущев уделял большое внимание комфорту при перелетах. Впоследствии, в 1960 году, когда ему показали французский пассажирский лайнер "Каравелла", где в салоне почти не чувствовалась вибрация, глава советского государства поставил авиаконструкторам задачу создать самолет, не уступающий по комфорту "Каравелле".
Первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев, 1959 год
Встреча на Дону
Ныне покоящийся в Арктике Ил-14П послужил в особом авиаотряде недолго, но успел попасть на знаковый снимок встречи Хрущева и лауреата Нобелевской премии Михаила Шолохова. Никита Сергеевич вместе с семьей прилетел к писателю в станицу Вешенскую в Ростовской области, где он жил и работал, летом 1959 года.
На фото на фоне округлого фюзеляжа с надписью "СССР" идет Хрущев и, улыбаясь, машет встречающим белой шляпой. По данным музея Шолохова, вместе с писателем глава ЦК КПСС ходил по Дону на катерах, выезжал на утиную охоту. В доме автора гостей угощали донской ухой из стерляди.
Тогда же Хрущев предложил Шолохову войти в состав советской делегации для первого официального визита Америку, который состоялся уже через месяц.
Историки говорят, что доподлинно неизвестно, сколько всего полетов Никита Сергеевич совершил на Ил-14П. Виктор Мазуренко вспоминает, что решение Хрущева сменить борт было вызвано авиапроисшествием: "Я знаю только, что он слетал к Шолохову, а потом на этом самолете случился пожар двигателя, уже без Хрущева на борту. Ему это доложили, и он заменил этот самолет на Ил-18".
На службе у Севера
В 1965 году самолет передали в Якутское управление гражданской авиации. Здесь он перевозил первых лиц республики, а также применялся для тренировки пилотов и проверочных полетов.
Кроме этого, самолет помогал в проведении ледовой разведки во время весеннего паводка и мог участвовать в поисковых работах. Весной 1967 года лайнер помогал в поисках потерпевшего катастрофу пассажирского самолета Ил-14.
В те годы в салоне лайнера успел полетать космонавт Валерий Быковский (трижды отправлялся на орбиту и провел там более 20 суток). Летом 1965 года во время визита в республику он совершил на нем полет из Якутска в Мирный.
Последнюю главу своей биографии Ил-14П открыл уже не как пассажирский лайнер. Историк Василий Гоголев рассказывает, что на момент передачи самолета для базирования в аэропорту Черский салон был оборудован по высшему разряду — столы, кресла, диваны. "Все это было демонтировано и уничтожено, самолет стал грузовым", — говорит он.
В Черском с 1980 года борт возил все необходимое для севера Якутии и обеспечивал деятельность высокоширотных экспедиций "Север" и дрейфующих станций "Северный полюс". "Там была одна из последних баз полярной авиации. Оттуда летали на Северный полюс, а на Северный полюс летали на надежных машинах", — объясняет Виктор Мазуренко.
Но долгие годы службы не могли не сказаться на состоянии такой прочной машины, как Ил-14П. В 1983 году борт сломался: после посадки повредилась стойка шасси, и самолет завалился на правый бок.
Тогда борт отремонтировали, и через несколько дней он вернулся в Черский, прослужив еще четыре года, после чего его все же пришлось списать. С тех пор героически потрудившийся борт №1 покоится в арктическом поселке.
Живой свидетель истории
Сейчас, как и во времена СССР, попасть в поселок непросто: через него проходит пограничная зона и действует обязательный паспортный контроль. Да и сам полет туда занимает четыре часа, а рейсы бывают далеко не каждый день.
Историки-энтузиасты и любители авиации впервые заговорили о том, что в Черском находится бывший борт Хрущева, в 90-е годы. Не исключено, что это удалось установить по номеру, который остался на корпусе самолета. Металлический фюзеляж лайнера, пересеченный синей полосой с надписью "Аэрофлот", лежит недалеко от действующего аэропорта.
Транспортировка Ил-14П в Якутск маловероятна из-за дороговизны и плохого состояния самого самолета, однако Василий Гоголев все же надеется на то, что в Якутске будет создан настоящий музей авиации.
"В советское время наша республика была самая летающая. Каждый житель в год летал по три раза, — поясняет историк. — Я просто хочу, чтобы люди относились к самолетам не как к железу, а как к живым свидетелям нашей истории".
Полина Болдырева








